БДА Капитал: Медиа

Как работает зерновая логистика в России

Чтобы сохранить качество урожая и вовремя доставить его на переработку или экспорт, необходимо уделять особое внимание логистике. От слаженности и надежности логистических процессов зависят сроки поставки, сохранность продукции, экономическая эффективность агропредприятий и их конкурентоспособность на внешних рынках.
В России и за рубежом применяются различные подходы к транспортировке зерна, выбор которых определяется инфраструктурой, расстоянием, логистическими возможностями региона и конечной точкой маршрута.

Гибкость на колесах

Автомобильный транспорт является универсальным и гибким способом перевозки на короткие и средние расстояния. Он используется для доставки зерна от полей до складов, зерносушилок, элеваторов, железнодорожных станций и портов. Основные преимущества включают маневренность, независимость от расписаний и быструю подачу транспорта непосредственно к месту сбора урожая.
По данным на 2022 год, автомобильный транспорт доминирует в структуре грузоперевозок России, на него приходится около 70% общего объема перевозимых грузов.
Однако на больших расстояниях автоперевозка становится менее экономичной, особенно при неудовлетворительном состоянии дорог или ограниченной пропускной способности инфраструктуры.

Рельсы для больших объёмов

Железнодорожный транспорт оптимален для перевозки крупных объемов зерна на дальние расстояния. Он обеспечивает стабильную и экономичную логистику при условии хорошей организации погрузки, достаточного числа вагонов и наличия подъездных путей.
Железная дорога востребована при перемещении зерна на экспортные терминалы или между регионами. Ограничением может быть сложность оформления и задержки при дефиците подвижного состава в сезоны пиковых отгрузок.

Река ведёт к морю

Водный транспорт идеален для экспорта и перевозки зерна в больших объемах. Речные и морские перевозки позволяют транспортировать десятки тысяч тонн за рейс. Водный транспорт отличается низкой себестоимостью, особенно на длинных маршрутах, но зависит от навигационного сезона и требует качественной портовой инфраструктуры.
Зерновой терминал КСК в Новороссийске, являющийся крупнейшим в Азово-Черноморском бассейне, в 2024 году обработал рекордные 10,3 млн тонн зерна, что на 25,6% больше показателя предыдущего года.
Также необходима перевалка с автомобильного или железнодорожного транспорта, что увеличивает время и логистические издержки.

В исключительных случаях

Авиационный транспорт практически не используется для перевозки зерна из-за очень высокой стоимости. Он может применяться в исключительных случаях: для срочной доставки семенного материала и проб зерна, специализированных грузов, либо в условиях чрезвычайных ситуаций, гуманитарных миссий или труднодоступных регионов.
Доля железнодорожных перевозок в экспорте зерна России возросла с 33% до 40%, что соответствует 19 млн тонн по итогам сезона, являясь максимумом с 2011/12 сельскохозяйственного года.
В крупных логистических цепочках часто используется мультимодальный подход, например, сочетание автомобильного, железнодорожного и водного транспорта. Такие схемы позволяют учитывать особенности местности, снижать стоимость доставки и оптимизировать сроки, особенно при экспорте зерна.
Координация между различными видами транспорта требует точного планирования, но в итоге повышает общую эффективность.
Современная логистика зерна развивается в сторону цифровизации, автоматизации процессов и интеграции с торговыми и аграрными платформами. Грамотная логистика — это не просто перемещение груза, а стратегическое преимущество агробизнеса.
Тренды АПК Зерновые Масличные Зернобобовые